Развитие города по Форрестеру. Часть 3

Заключительная часть трилогии о принципах пространственного развития городов согласно модели, предложенной Дж.Форрестером. В первой части мы увидели, что упадок городов — это естественный и необратимый процесс, который обусловлен не столько кризисом системы управления или общей социально-экономической ситуацией в стране, сколько такими неочевидными факторами как амортизация (старение) основных фондов и дефицит земельных участков, пригодных для нового строительства. Это приводит к снижению инвестиционной привлекательности города, сокращению числа и изменению структуры рабочих мест. В свою очередь, это тянет за собой отток квалифицированных кадров, которые замещаются менее образованными мигрантами. Как следствие, растут необеспеченные доходами социальные обязательства бюджета, возникает безработица, уезжает молодежь, приходит в упадок инфраструктура, ухудшается качество жизни — город постепенно превращается в социально-экономического банкрота.

Во второй части мы рассмотрели пять программ, призванных остановить процессы упадка города и повысить благополучие его жителей: строительство доступного жилья, создание рабочих мест, улучшение профессионального образования, развитие социальной и транспортной инфраструктуры. Полученные Форрестером результаты моделирования дали парадоксальный на первый взгляд результат: реализация этих программ в лучшем случае лишь оттягивает во времени упадок города, а в конечном итоге приводит к еще более плачевным результатам. Для городского руководства возникает политически и психологически сложный момент — растущие городские проблемы требуют решительных мер, а с осознанием неэффективности социальных программ просто опускаются руки. Возникает небезосновательное ощущение, что городу будет лучше, если с ним вообще ничего не делать. Но процессы упадка города неумолимы и принцип «не навреди» не является решением проблемы. Более того, такая позиция не найдет поддержки как среди населения, так и в федеральном (региональном) центре. Городу требуется позитивная программа, способная переломить негативные тренды и поставить его на путь возрождения.

Асимметричный ответ

Для повышения благополучия города и его жителей необходимо работать с причинами, вызывающими упадок города, а не с их последствиями. Исследование Форрестера показывает, что городу необходимо поддерживать оптимальный баланс предприятий (неважно, промышленных или непроизводственных), населения и жилого фонда соответствующих категорий. Сбалансированное состояние городской системы предполагает создание условий для последовательного обновления основных фондов пропорционально темпам их износа. Среди практических решений, позволяющих переломить негативные тренды в развитии города, Форрестер предлагает следующие меры: снос старых предприятий и дешевого жилого фонда, стимулирование предпринимательской деятельности и строительство новых предприятий, ограничение жилищного строительства.

Креативные кластеры на месте старых заводских цехов в Тампере (Финляндия)

Разрушение в интересах созидания

Первая политически непопулярная мера, направленная на оздоровление города — программа сноса старых предприятий. Еще раз стоит отметить, что Форрестер подразумевает под предприятиями не только заводы: это могут быть склады, бизнес-центры, торговые комплексы и т.п. Программа сноса может быть реализована, например, путем повышения ставки земельного налога (налога на недвижимость) для неэффективных предприятий — физически и морально устаревших, работающих на грани рентабельности, частично простаивающих, выплачивающих низкую зарплату сотрудникам и мало налогов в бюджет, при этом занимающих значительные площади. При этом важно, чтобы эта мера не коснулась новых и эффективных предприятий. Решение по сносу старых предприятий тяжелое и непопулярное, требует основательной подготовки и политической воли.

Район Хафенсити на месте бывших портовых и складских территорий в Гамбурге (Германия)

Рассмотрим последствия сноса старых предприятий. На первых порах значительное количество людей (в основном, это низкоквалифицированные кадры) теряет работу. Город становится непривлекательным для трудовых мигрантов, их приток сменяется оттоком. С другой стороны, в результате сноса высвобождается значительная территория, которая предоставляется для размещения новых предприятий и строительства жилья среднего класса для квалифицированных работников. Город становится инвестиционно привлекательным, и в него начинают приходить новые предприятия. Поскольку освобожденные от старых предприятий площадки заполняются не сразу, в первые годы реализации программы общее число рабочих мест снизится, но изменится качественный состав занятых — доля квалифицированных кадров вырастет. К моменту завершения редевелопмента площадки, общее количество занятых на ней значительно возрастет по сравнению с изначальной ситуацией, причем число квалифицированных кадров возрастет кратно. Также вырастет объем налоговых поступлений от новых резидентов площадки. На фоне оттока малообеспеченного населения улучшается соотношение доходов и расходов городского бюджета. В целом программа сноса старых предприятий — это не панацея, но так или иначе — уверенный шаг в направлении выхода города из кризиса.

Более эффективной Форрестер считает еще менее популярную меру — снос дешевого жилья. Важно аккуратно подойти к реализации этой программы и не ущемлять конституционные права граждан. Жилье необходимо выкупать по справедливой цене. При этом ни в коем случае не следует отдавать высвобождающиеся территории под высокоплотную жилую застройку эконом-класса (этот сценарий уже был описан в первой части). Редевелопмент дешевого жилого фонда потребует от города специальных вложений в освобождение и расчистку территории, которые не вернутся в полном объеме сразу после предоставления участков под застройку, но будут иметь ощутимый долгосрочный эффект. Поэтому развитием застроенной территории должен заниматься сам город, а не частные девелоперы.

Ослабление градостроительных ограничений на высотную офисную застройку в центре Манчестера (Великобритания) нарушает историческую среду, но позволяет создать новые рабочие места

Рассмотрим последствия сноса дешевого жилья. Освобождающаяся территория предоставляется в первую очередь для размещения общественно-деловой и производственной застройки, а также под строительство жилья премиального и среднего класса. Город становится привлекательным для новых предприятий, которым требуются высококвалифицированные кадры, которые, в свою очередь, предъявляют спрос на качественное жилье. Для низкоквалифицированных кадров складываются благоприятные возможности для роста (на новые предприятия требуется рабочая сила). При этом снижение предложения дешевого жилья на вторичном рынке обостряет жилищный вопрос для малообеспеченных граждан. В результате их численность в городе сокращается как за счет увеличения скорости перехода в средний класс, так и за счет сокращения миграционного притока вкупе с ростом миграционного оттока. Дефицит предложения дешевой рабочей силы заставляет бизнес повышать производительность труда и уровень зарплаты. По итогам реализации программы сноса дешевого жилья в городе несколько сокращается численность населения, при этом растет число рабочих мест, увеличивается доля среднего класса, улучшается соотношение доходов и расходов городского бюджета. Город встает на путь возрождения.

Бюрократические барьеры в интересах развития

В качестве одной из системных первопричин упадка городов Форрестер считает увеличение доли жилья в общей структуре городских основных фондов на фоне снижения доли коммерческой и производственной недвижимости. Поэтому в качестве радикальной меры оздоровления города в дополнение к программам сноса он предлагает сдерживание нового жилищного строительства (причем не только в категории эконом-класса). Это может быть достигнуто путем зонирования территории, повышения затрат девелоперов, растягивания бюрократических процедур.

Рассмотрим результаты сдерживания жилищного строительства. Благодаря сносу старого жилья и ограничению строительства нового, в городе в еще большем объеме формируются привлекательные площадки для коммерческой и производственной недвижимости. Создается еще больше рабочих мест, еще зарплаты устанавливаются на еще более высоком уровне на фоне еще более обострившегося жилищного вопроса. Число малообеспеченных граждан сокращается еще более радикально — как за счет оттока, так и в результате карьерного роста. На фоне неудовлетворенного спроса на жилье среднего и премиального классов не только растет цена квадратного метра, но и практически останавливаются процессы старения жилого фонда с выбытием его в более дешевые категории. Более того, естественным образом запускаются обратные процессы — не имея возможности купить новую квартиру, граждане своими силами принимаются за реконструкцию и благоустройство своих домов и кварталов, которые в прежнем виде уже более не соответствуют их возросшему социальному статусу. Город преображается на глазах.

От чего зависит благополучие города?

Форрестер в своем исследовании в очередной раз убедил нас, что город — это чрезвычайно сложная система, которая развивается по своим законам и может самым неожиданным образом реагировать на принимаемые административные решения. Поэтому мероприятия по развитию города необходимо просчитывать на несколько шагов вперед, принимая во внимание обратные связи — не всегда очевидные на первый взгляд эффекты, порожденные реализацией самих планируемых мероприятий.

Подобно любой сложной системе, созданной человеком, город не способен самостоятельно и стабильно поддерживать свою жизнедеятельность с желаемым уровнем качества (как это получается, например, у природных экосистем). Законы энтропии, движущей силы хаоса, берут свое, и предоставленный сам себе город, вне зависимости от экономических условий, со временем обречен на неизбежный упадок. Меры социальной поддержки со стороны государства могут длительное время создавать видимость внешнего благополучия на фоне продолжающейся деградации города как экономически жизнеспособного субъекта.

Форрестер рассматривает город как динамическое соотношение трех составляющих — предприятий, населения и жилого фонда. В начальный период своего развития город испытывает дефицит населения, а население, в свою очередь, испытывает дефицит жилья. В этих условиях город активно развивается, является для своих жителей местом карьерного роста и социального становления. Но как только объемы жилой недвижимости достигают критических значений в структуре городских основных фондов, возникает дефицит рабочих мест, социальные лифты замедляются, город теряет динамику своего развития и скатывается в фазу упадка, которая представляет собой цепную реакцию и может продолжаться неопределенно долго. Вырваться из замкнутого круга город может лишь радикальными мерами — путем последовательного сноса дешевого жилья и неэффективных предприятий, одновременно сдерживая новое жилищное строительство. Это чрезвычайно непопулярные меры, но именно благодаря им город возвращается на экономически благополучную траекторию развития.

Точечное уничтожение «самого слабого звена» — фундаментальное свойство природных экосистем. Хищники отлавливают самых слабых травоядных, не давая им возможности уничтожить кормовую базу. Бактерии разлагают остатки животных и растений, возвращая в экосистему необходимые для развития микроэлементы. Лесные пожары выжигают сухостой, обновляя, тем самым, лесную экосистему. Точно так же города на протяжении истории цивилизации постоянно разрушались в ходе войн и стихийных бедствий, после чего отстраивались вновь, сохраняя динамику своего развития. В исторической перспективе нам не избежать обновления городов, но для этого необходимо выбрать гуманные и социально справедливые механизмы.

Можно не соглашаться с результатами исследования Форрестера, называть их устаревшими, негуманными, не применимыми к российской практике и т.д. Действительно, он очень упрощает городскую систему, не учитывает многочисленных нюансов. С другой стороны, Форрестер предлагает нашему вниманию целостную картину городской системы, обращает внимание на фундаментальные законы, по которым происходит ее развитие. Личные наблюдения за развитием многочисленных российских и зарубежных городов только подтверждают актуальность отмеченных Форрестером закономерностей. В заключение важно еще раз отметить, что город — это чрезвычайно сложная система, которая не приемлет типовых решений. Каждая городская система имеет уникальную структуру, которая требует отдельного внимательного изучения. Но понимание общих закономерностей развития городских систем позволит нам выработать эффективную городскую стратегию, не повторяя общих ошибок.

Получите консультацию в Urban Pro