Развитие города по Форрестеру. Часть 2

Американский исследователь Джей Форрестер еще в 1970-х годах под микроскопом рассмотрел процессы развития города в динамике, собрал воедино множество факторов и представил их в сложную систему уравнений. В значительной степени они легли в основу знаменитой игры Sim City, в которую наверняка рубились многие из нас.

В первой части статьи мы убедились, что упадок городов — это естественный и необратимый процесс, который обусловлен не столько кризисом системы управления или общей социально-экономической ситуацией в стране, сколько такими неочевидными факторами как амортизация (старение) основных фондов и дефицит земельных участков, пригодных для нового строительства. Все это приводит к снижению инвестиционной привлекательности города, сокращению числа и изменению структуры рабочих мест. Это тянет за собой отток квалифицированных кадров, которые замещаются менее образованными мигрантами. Как следствие, растут необеспеченные доходами социальные обязательства бюджета, возникает безработица, уезжает молодежь, приходит в упадок инфраструктура, ухудшается качество жизни — город постепенно превращается в социально-экономического банкрота.

При виде приходящих в упадок городов возникает естественное желание остановить процессы деградации административными мерами. В роли «спасателей» городов обычно пытаются выступить региональные и федеральные органы власти, которые обладают значительным бюджетным и административным ресурсом. Принимая во внимание интересы и возможности самих «спасателей», программы помощи городам, как правило, включают в себя такие мероприятия: строительство доступного жилья, создание рабочих мест, улучшение профессионального образования, развитие социальной и транспортной инфраструктуры. По результатам моделирования Форрестер делает неожиданный вывод: все эти меры дают лишь краткосрочный положительный эффект, но в конечном итоге только усугубляют положение города и его жителей.

Доступное жилье

Как ни странно, к наиболее губительным последствиям для города приводит программа стимулирования строительства доступного жилья. На первый взгляд программа сразу убивает двух зайцев: решает социальную задачу (делает менее острой жилищную проблему для малообеспеченного класса), заодно стимулирует развитие стройкомплекса. Но несмотря на заявления отраслевых лоббистов, стройкомплекс не годится на роль локомотива развития городской экономики: его взрывной рост носит временный характер, так как ограничивается факторами дефицита свободных земельных участков и спроса на жилье. Дешевые квадратные метры и рабочие места на стройке привлекают в город массы мигрантов низкой квалификации. В противовес этому в городе постепенно усугубляется проблема занятости — как уже ранее говорилось, число рабочих мест на стареющих предприятиях неминуемо сокращается. При этом по сравнению с нормальной ситуацией предложение недорогой рабочей силы на рынке труда стало еще выше, а условия для создания новых предприятий стали еще хуже (остатки свободных земельных участков и инфраструктурных мощностей отданы под доступное жилье). Деградация города идет своим чередом, а программа стимулирования строительства доступного жилья не только не решает эту проблему, но и усугубляет ее, приближая развязку, увеличивая масштаб проблемы и ее социальные последствия.

Рабочие места для малообеспеченных

Если проблемы города возникают вследствие безработицы, то в качестве ответного хода напрашивается программа обеспечения занятости. С административной точки зрения самые простые меры — наращивание госсектора и повышение интенсивности общественных работ. В основном, речь идет о создании рабочих мест с низким уровнем оплаты труда — ведь в первую очередь, решается проблема занятости наименее обеспеченной категории граждан. Эффект от этой меры аналогичен по своим последствиям программе строительства доступного жилья — город становится центром притяжения для низкоквалифицированных мигрантов. Это происходит на фоне стагнирующего промышленного комплекса и сектора услуг. Активность госсектора на рынке труда изымает из реального сектора экономики значительную часть квалифицированных кадров, пожелавших остаться в городе. В свою очередь, это усиливает дефицит качественных трудовых ресурсов и снижает инвестиционную привлекательность города. При этом раздувание госсектора вкупе с притоком малообеспеченных жителей означает лишь увеличение затрат городского бюджета без соответствующего роста доходов. Как следствие — ускорение деградации городских инфраструктур и снижение качества жизни. В результате ранее описанный сценарий упадка города все равно реализуется — с небольшой задержкой, но более плачевными социально-экономическими последствиями.

Развитие профессионального образования

Как мы выяснили, городские проблемы возникают вследствие избыточной концентрации в городе малообеспеченного населения с низкой квалификацией. В этих условиях в качестве логичной административной меры представляется стимулирование развития профессионального образования. Это позволит ускорить переход низкоквалифицированных кадров в категорию квалифицированных. Рассмотрим, как отреагирует на это изменение городская система. Первоначально рост предложения квалифицированных кадров на рынке труда повышает инвестиционную привлекательность города. Но ранее упоминавшаяся проблема дефицита свободных земельных участков и инфраструктурных мощностей сдерживает развитие новых предприятий, а также жилья среднего класса. В результате число квалифицированных кадров растет, а возможности занятости и жилищные условия для этой категории граждан ухудшаются. Поэтому значительная часть из них покидает город (либо вынужденно находит работу не по специальности, которая не требует квалификации). Взамен в город устремляется поток низкоквалифицированных мигрантов, привлеченных возможностью роста по карьерной и социальной лестнице. Получив образование и не найдя себе применения, они вновь покидают город. В результате город работает как огромный насос по перекачке человеческих ресурсов без существенной пользы для себя. Таким образом, положительный эффект для города от программы развития профессионального образования стремится к нулю, а ранее описанные процессы упадка идут своим чередом — город продолжает деградировать.

Развитие социальной инфраструктуры

С советских времен нам знакома схема поддержки городов путем развития социальной инфраструктуры. Хорошие школы, отсутствие очередей в детские сады и поликлиники, благоустроенные бульвары с красивыми лавочками, всевозможные социальные пакеты — все эти меры привлекают в город людей, особенно малообеспеченных, которые особенно чувствительны к мерам государственной поддержки. Квалифицированные кадры относятся к этому более прохладно — их интересует, в первую очередь, наличие работы и высокой зарплаты. В этом отношении как раз ничего не предпринимается. В результате ранее описанных процессов старения города и ограниченных возможностей для размещения новых предприятий общее число рабочих мест, в особенности, рабочих мест, требующих высокой квалификации, неуклонно сокращается. Рост социальных расходов, обусловленный реализацией социальных программ и усиленный за счет притока малообеспеченных мигрантов, делает городской бюджет глубоко дефицитным и дотационным, лишая город возможности проводить самостоятельную политику по привлечению новых предприятий. При этом в результате притока не обеспеченных рабочими местами мигрантов жители города не почувствуют предполагавшихся эффектов от реализации социальной политики, а процессы деградации города только усилятся.

Присоединение новых территорий и развитие транспортной инфраструктуры

Проблема дефицита земельных участков и инфраструктурных мощностей, представляемая как базовое ограничение для строительства жилья и предприятий, может показаться надуманной. Ведь всегда есть возможность прирезать новые территории, где развернется инвестиционный процесс, который даст новый импульс для развития города и перекроет издержки от деградации старых районов. На практике это означает, что принимается решение строить новый город по соседству со старым, бросив все силы и средства на первый и оставив последний на произвол судьбы. Город разрастается вширь, растут нагрузки на транспортную и иную инфраструктуру, которая требует на себя все больших текущих и капитальных затрат. Поколение спустя к пришедшим в упадок старым районам присоединяются сравнительно недавно освоенные территории. Теперь для поддержания положительной социально-экономической динамики города потребуется присоединить и освоить еще больше территорий, которым придется тянуть за собой уже два депрессивных района и так далее с нарастанием подобно снежному кому. Развитие транспортной инфраструктуры только способствует расползанию города. При этом сам город начинает напоминать наркомана — чем сильнее он развивается вширь, тем мощнее доза в виде новых территорий, дорог и развязок ему необходима, и тем сильнее ломка, если городу не удается их получить.

Нужно бороться с причинами, а не с последствиями

Форрестер рассмотрел пять программ, которые нацелены на рост благополучия (предотвращение упадка) города, но на практике приводят к обратному результату. Дополнительная сложность в том, что эти меры популярны среди населения, особенно среди малообеспеченного класса, который составляет абсолютное большинство в городах, приходящих в упадок. Описанные в настоящем разделе программы принимаются в целях повышения качества жизни в городе, но дают краткосрочный и незначительный эффект. В долгосрочной перспективе эти программы все равно терпят фиаско, поскольку никак не влияют на неумолимые процессы старения и невозобновления основных фондов, которые, по мнению Форрестера, являются истинными причинами упадка городов.

Продолжение следует

Получите консультацию в Urban Pro